28.10.2022
Проблема формирования толерантного
отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной
социальной реальностью современного общества.
Толерантность – это еще и показатель не
отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко
проникать в мир «другого», в действительность и в
то, что в ней происходит.
Воспитание толерантности приобретает
особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного
образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии
действий в интересах детей №761 предусмотрены меры, направленные на
государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,
среди которых:
Законодательное закрепление
обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к
качественному образованию всех уровней, гарантированной
реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также
соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения
ребенка.
Создание условий для
социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с
внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в
культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Инклюзия (включение)-
процесс реального включения людей с инвалидностью в активную
общественную жизнь.
Отношение к
инклюзии у всех разное; сначала скажем о плюсах.
1. Дети равны в социальном и образовательном плане, а это значит, что ребенок сможет получить тот уровень знаний, который необходим для будущего развития личности.
2. Формирование милосердия, толерантности в обществе
3. Дети с ОВЗ при прибывании в среде нормально развивающихся сверстников в д/c, а затем и в школе не боятся своей проблемы и имеют здоровую самооценку.
4. Развитие
навыков коммуникации, социализации, личностное развитие детей с ОВЗ
Однако,
существуют минусы инклюзивного образования и целый ряд проблем, связанных с
включением ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство:
‒
отсутствие доступной среды, облегчающей образовательный процесс для детей с
особыми образовательными потребностями;
‒
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребёнком с
ОВЗ;
‒ нежелание многих родителей обучать своих
нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ
‒ неадекватное восприятие нормально
развивающимися детьми сверстников с ОВЗ.
В связи с этим, одной из центральных задач образовательного учреждения
по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов,
специалистов, родителей, нормально развивающихся сверстников толерантности, т.
е. способности понять
и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей,
логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и
уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Формирование толерантности –
процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже
в дошкольном возрасте необходимо
начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные
новообразования как произвольное поведение, способность контролировать свои эмоции;
ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции.
Взрослый является образцом для
детей, поэтому в формировании толерантности на него возлагается
огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером
показывали толерантное отношение
и проявляли его в поведении, целенаправленное вовлечение воспитателей и
родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет
активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми
собственного отношения и поведения.
В работе с
дошкольниками используют такие формы работы:
‒ беседы,
во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои
особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у
другу;
‒
психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения,
направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;
‒
арт-терапия,
‒
сказкотерапия
‒
игротерапия и пр.
На втором этапе важно, чтобы
полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в
мотив поступков, приобрели побудительную силу.
На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на
свое поведение,
анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое
присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную
самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При
работе с родителями важно:
-
осуществлять информационную и консультативную помощь,
-
организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия,
акции милосердия.
Что касается педагогов, то готовность
воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает
сформированность целого комплекса качеств.
Правила толерантности (С. Соловейчик)
1. «Чтобы
ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» —
принимаем ребенка таким, какой он есть.2. «Нет, счастье – когда тебя принимают.
Мы любим лишь тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть –
создаем условия для конструктивного взаимодействия.
3. «Сильное
великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но
результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и
сотрудничество.
4. «Изобличая
или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему, что он лжец, – он и
становится лжецом навсегда» – стремление разобраться в ситуации, поддержка,
сочувствие.
5. Мы освоили
педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с
недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и
достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя
по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка,
оптимизм.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2022
Дата обновления: 31.10.2022
Дата публикации: 28.10.2022